Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 1" г. Шелехов

предпрофильная подготовка

ПРОГРАММА

введения предпрофильного обучения в 9-х классах

в МОУ "Средняя общеобразовательная школа №1"

  ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

"Предпрофильная подготовка"

Основание программы

Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2003 г. "О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) образования"

Заказчик программы

ГлавУОиПО

Основной разработчик программы

МОУ "СОШ №1"

Основная цель программы

Создание условий обучающимся 9-х классов для предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной будущей деятельности.

Постепенная реструктуризация муниципальной образовательной сети в связи с подготовкой перехода на профильное обучение

Задачи программы

-    Сформировать готовность у обучающихся 9-х классов к принятию решения о выборе индивидуального маршрута в образовательном пространстве старшей профильной школы или профессионального учебного заведения

-    Организовать деятельность по оказанию обучающимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в старшей школе, в учреждениях профессионального образования

-    Сформировать у обучающихся общеобразовательные навыки, необходимые для дальнейшего жизненного, профессионального и социального становления

-    Опробировать новую форму итоговой аттестации за курс основной школы

Сроки реализации программы

Март 2004г.- сентябрь 2005 г.

Исполнителя программы

МОУ "СОШ №1"

Этапы реализации программы

Подготовительный этап – март 2004г. сентябрь 2004г.

Основной этап – октябрь 2004г. – июнь 2005 г.

Завершающий – июль-сентябрь 2005 г.

 

Программа эксперимента «Предпрофильная подготовка» разработана на основе концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования в соответствии с концепцией модернизации российского образования на период до 2010года.

Программа в основном ориентирована на обучающихся 8-9 классов образовательных учреждений района

Основные проблемы предпрофильного обучения:

  • отсутствие системных подходов к организации предпрофильной подготовки в основной школе;
  • неразработанность эффективных моделей предпрофильного обучения;
  • многообразие сочетаний профилей, затрудняющее разработку профильной части содержания обучения и типовых учебных планов на старшей ступени общего образования;
  • отсутствие обязательных требований к результатам предпрофильного обучения;
  • отсутствие критериев эффективности предпрофильного обучения и системы мониторинга;
  • недостаточное обеспечение массовых общеобразовательных учреждений вариативными учебниками и учебными пособиями;
  • неэффективность системы подготовки и повышения квалификации педагогов для работы в профильных классах;
  • недостаточность научно-методического обеспечения содержания и технологий предпрофильного обучения;
  • слабая материально-техническая база предпрофильного обучения, особенно для технологического, естественнонаучного и физико-математического профилей.

В то же время школа располагает достаточными возможностями для развития предпрофильного обучения, а именно:

  • государственная политика, государственная поддержка перехода на предпрофильное и профильное обучение на старшей ступени общего среднего образования;
  • имеющийся опыт профильного обучения лицеев, гимназий, школ городов России, мотивированность этих школ, имеющих достаточный интеллектуальный и материальный потенциал, стать Ресурсными Центрами профильного обучения с целью передачи сложившегося опыта;
  • творческий потенциал педагогов, экспериментально разрабатывающих модели профильного обучения вшколе;
  • готовность управленцев различного уровня к решению организационно-нормативных задач профильного обучения.

Ожидаемые результаты

1.Доступность профильного обучения для всех учащихся 9-х классов МОУ "СОШ №1".

2.Успешность проведения итоговой аттестации за курс основной школы по новой форме.

3.Повышение качества знаний девятиклассников.

4.Обученность учащихся 9-х классов способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности.

5.Осознанность выбора дальнейшего профилирующего направления собственной деятельности выпускниками основной школы.

Оценка эффективности реализации

 программы эксперимента

 «Предпрофильная подготовка»

1.Выраженность готовности обучающихся 9-х классов к выбору дальнейшего обучения в профильном классе старшей школы или в профессиональном учебном заведении.

2.Информированность обучающихся 9-х классов о значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения.

3.Сформированность у уч-ся 9-х классов навыков самостоятельного освоения образовательного материала, востребованного в профильном обучении.

4.Успешная сдача экзаменов по выбору уч-ся 9-х классов.

5.Скомплектованность 10-х классов в соответствии с выбором уч-ся и их родителей, с учётом образовательного рейтинга выпускников основной школы.

Основные направления программы эксперимента

«Предпрофильная подготовка»

Подготовительный  этап: март – сентябрь 2004г.

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Ожидаемы результат.

1

Изучение нормативно-правовых документов:

-    Концепция профильного обучения на старшей ступени образования;

-    Доклад А.Пинского о результатах первого года эксперимента по внедрению предпрофильной подготовки;

-    Письма, приказы МО РФ о введение предпрофильного обучения и т. д.

Март 2004 г.

Зам. дир. по УВР Чуковецкая Л.С.

Ознакомление с нормативными документами, адаптация рекомендательных материалов к условиям конкретной шкролы.

2

Изучение опыта работы школ России, области по введению предпрофильной подготовки.

Март-сентябрь 2004 г.

Администрация, учителя-предметники.

Ознакомление с существующим опытом работы, использование опыта при проведении эксперимента в МОУ "СОШ №1"

3

Анкетирование учащихся 8-х классов

Апрель 2004г.

Зам. дир. по УВР Чуковецкая Л.С., психол. служба

Выявление потребностей обучающихся и их родителей в организации курсов по выбору, получении информационного материала.

4

Проведение родительских собраний на тему "Организация предпрофильного обучения"

Май, сентябрь 2004г.

Администрация

5

Информационная работа с педагогами школы по созданию элективных курсов.

Май, сентябрь 2004г.

Учителя-предметники,

зам. дир. по УВР Чуковецкая Л.С.,

Обесп. педагогов необход. методическим мат-лом, разработка и утверждение элективных курсов по выбору и адаптация существующих к реализации эксперимента.

6

Работа над учебным планом, составление расписания

 элективных курсов, консультационных и факультативных занятий для девятиклассников

Сентябрь 2004 г.

Зам. дир. по УВР Чуковецкая Л.С.

Наличие системы в организации предпрофильного обучения.

7

 Планирование информационной и профориентационной работы с учащимися 8-11 классов

Сентябрь 2004г.

Классные руководители, зам. дир. по ВР Жагарина В.Д.

Организация и проведение информационной работы по профориентации для учащихся и их родителей.

8

Курсы, семинары для администрации, учителей-предметников по теме "Введение предпрофильного и профильного обучения".

В теч. года

ИПКРО,

зам. дир по НМР Шерстова Е.В.

Подготовка кадров к проведению эксперимента, повышение педагогического мастерства

9

Совещание педагогического коллектива по вопросам предпрофильной подготовки

Сентябрь 2004г.

Администрация

Готовность школы к проведению эксперимента.

Основной этап – октябрь 2004г. – июнь 2005г.

Деятельность по предпрофильной подготовке

обучающихся 9 классов.

№п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Ожидаемый результат

1.

Работа школы по утверждённому расписаниию предпрофильной ориентации

2004-2005уч.г.

Зам. дир. по УВР Чуковецкая Л.С.

Выбор обуч-ся 9-х кл. будущего профиля обучения или профессионального учебного заведения

2

Создание школьной комиссии по предпрофильной подготовке.

Октябрь 2004г.

Директор Михайлова И.И.

Помощь со стороны учителей школы в реализации эксперимента.

3

Заседание комиссии по вопросу о портфолио ученика

Октябрь 2004г.

Зам. дир по НМР Шерстова Е.В., школьная комиссия.

Разработка требований к портфолио ученика, вырабатывание единой оценки портфолио, зачетного документа к элективным курсам.

4

Классные часы в 9-х классах по теме "Портфолио ученика"

Октябрь 2004г.

Кл. руководители

Создание учащимися своего портфолио и пополнение его в течение учебного года.

5

Мониторинг учебных результатов

школьников на курсах по выбору

октябрь2004- май 2005г

Зам. дир. по УВР Чуковецкая Л.С

Получение информации об удовлетворённости обуч-ся выб-

ранными курсами, о результатах их обучения

6

Организация контроля за школьной документацией

1 раз в четверть

Зам. дир. по УВР Чуковецкая Л.С., Елькина С.М.

Получение информации о ходе реализации учебных программ, о получении результатов обучения

7

Консультирование учеников

октябрь2004- май 2005г

Психолог

Титова Т.Н.

Оказание помощи в дальнейшем выборе курсов обучения

8

Организация взаимодействия с образ.учреждениями района, области

октябрь2004- май 2005г.

Администрация, классные руководители.

Реализация планов работы по профильной подготовке об-ся, их информированию по вопросам профессиональной подготовки

9

Районная научно-практическая конференция уч-ся 9-х кл.

 «Шаг в будущее»

Ноябрь 2004г.

Зам. дир по НМР Шерстова Е.В.,

учителя-предметники

Овладение уч-ся общеобразова-

тельными навыками, способами осознанного выбора.

10

Районная ярмарка вакантных рабочих мест, слёт уч-ся 8-11кл.

В теч. года

Классные руководители, зам. дир. по ВР Жагарина В.Д.

Встреча уч-ся с представителя-

ми выбранных профессиональных учебных заведений Иркутской области, личные контакты, уточнение информации

11

Заседания координационного Совета по предпрофильному образованию при Администрации района. Анализ работы по реализации эксперимента «Предпрофильная подготовка уч-ся 9-х кл.» в 1 полугодии 2003-2004уч.года

март

2005г.

Администрация

Оценка деятельности МОУ "СОШ №1"по реализации эксперимента

12

Заключительное анкетирование уч-ся 9-х кл. для определения выбранного профиля

май 2005г.

Зам. дир. по УВР Чуковецкая Л.С., психологи

Получение информации для комплектования 10-х кл., выбора профильного обучения

13

Анализ и оценивание материалов «портфолио»

каждого ученика 9-го кл.

май 2005г.

Зам. дир по НМР Шерстова Е.В.

Информация об индивидуальных результатах профильной подготовки уч-ся

14

Проведение итоговой аттестации уч-ся 9-х кл.

июнь 2005г.

Администрация, учителя-предметники.

Информация о качестве усвоения учебного материала

15

Педагогический совет "Анализ ведения эксперимента по предпрофильной подготовке в рамках школы"

июнь 2005г.

Администрация

Выработка стратегии дальнейшего развития сети образования

16

Подготовка аналитического материала по итогам предпрофильной подготовки в 2004-2005уч.г. в МОУ "СОШ №1"

июнь 2003г.

Зам. дир. по УВР Чуковецкая Л.С.

Обобщение опыта работы по ведению эксперимента, аналитическая справка с выводами и предложениями.

Завершающий этап- июль – сентябрь 2005г.

1

Анализ итогов выбора дальнейшего образования выпускников 9-х кл.

Август

2005г.

Кл. руковод.

Зам. дир. по УВР Чуковецкая Л.С.

Определение дальнейшего образовательного пути каждым выпускником основной школы

2

Совещание педагогичнеского коллектива «Итоги работы по предпрофильной подготовке, задачи на 2005-2006уч.г.

Сентябрь2004г

Администрация

Анализ результатов, определение проблем, возникших в ходе эксперимента, путей их преодоления

При разработке данной программы за основу были взяты материалы программы муниципальной экспериментальной площадки Палкинского района Псковской области

 

 
 

 

Сайт управляется системой uCoz